ЛитРПГ - определения из Википедии
ЛитРПГ (литературная RPG) — относительно новый жанр фантастической литературы, основанный на субкультуре популярных ролевых компьютерных игр. Данный жанр описывает как реальность, так и мир компьютерных ролевых игр, вымышленных или реально существующих. Также ЛитРПГ могут путать с жанром научной фантастики киберпанк, однако в отличие от последнего в ЛитРПГ делается акцент на игровую составляющую и присутствие информационных технологий не обязательны, либо им отводится второстепенная роль.
Книги в ЛитРПГ характеризуются тем, что по ходу сюжета используются вставки текстовых сообщений об игре или расширении имеющихся у персонажей природных и иных характеристик, а также характеристик оружия, одежды, инвентаря, например, сколько нанесено очков повреждений от нападения или накоплено очков опыта и т. д.[1] Встретив такие тексты, читателю сразу становится понятно, что действие сюжета происходит в компьютерной игре и фундаментально отличает их от других видов компьютерных игр (например, «World of Warcraft», «Warhammer 40 000» и другие), книги в ЛитРПГ по другим произведениям или играм являются фанфиками. Книги к ЛитРПГ относят только если действия происходят в игровом мире, но нет никаких намёков, что это — игра посредством компьютера.
ЛитРПГ является фантастическом жанром, сюжет книг которого строится вокруг работы компьютерных ролевых игр (как правило, MMORPG). Например, главный герой при помощи оборудования виртуальной реальности входит в игру и далее сюжет развивается в игровом пространстве. Иногда тело героя умирает и лишь его сознание остаётся жить в игровом мире — такие произведения относят к фантастическому попаданчеству.
Одним из родоначальников жанра считают южнокорейского писателя Nam Hee Sung с его произведением «Легендарный лунный скульптор», в настоящее время насчитывающим более 45 томов. Работа по переводу его книг на русский язык вдохновила писателей этого жанра в России. Другой представитель — японский писатель Reki Kawahara — со своей классической книгой «Sword Art Online», насчитывающей с 2002 года уже 17 томов. В этих книгах отсутствуют логи компьютерных игр, но герои произведений, очевидно, считают, что они находятся внутри игрового мира.
ЛитРПГ в России
Русское ЛитРПГ к классикам жанра относит троих авторов:
1. Руслан «Дем» Михайлов с его циклом «Господство клана Неспящих» и первым романом 2012 года, появившимся в интернете.
2. Василий Маханенко с циклом «Путь Шамана».
3. Дмитрий Рус с циклом «Играть, чтобы жить».
Также в России уже проводятся конкурсы в жанре ЛитРПГ: первый конкурс в ЛитРПГ был проведён в 2012 году и организаторами стали портал фантастики «Фан-бук» и издательство «Эксмо». Победившим романам был обеспечен выход в виде книг в 2014 году. В августе 2013 года появилась серия «LitRPG» популярных произведений.
Второй конкурс проходил уже в июне-августе 2014 года.
Также 18 июня 2014 года издательство «Эксмо» объявило ещё один конкурс рассказов, в которых действие происходило бы в мире, описанном в книге «Другомир» Дмитрия Руса. Победившие рассказы должны быть опубликованы в виде сборника. Конкурс проходил с 20 июня до 1 октября 2014 года.
Различия
Большинство произведений ЛитРПГ ближе к фэнтези, но мало книг относящихся к фантастике.
Некоторые сюжеты российских книг вдохновлены игрой EVE Online. Они не содержат отсылок на характеристики героев или вещей, а основная деятельность героев описывается уровнями детализации и характеристиками космического корабля, что в фантастических произведениях обычно не требуется. Это ставит игру EVE Online в одну цепочку с книгами ЛитРПГ.