Урок 2. Повествование
Любой текст подпадает под эти три параметра. Конечно есть еще диалоги, игровая форма, собственно в нашем любимом жанре ЛитРПГ это игровые логи, но диалоги и логи - это способ украсить текст, героев, мир и придать ему атмосферу.
Повествование – это всегда последовательность действий, каждое из которых – отдельный кадр. Поэтому сколько дано глаголов: пришел, сел, посмотрел на меня, подумал, сказал, столько будет и кадров нашей кинопленки. Главное, чтобы действия были реальными, а не представляли собой размышления автора о том, что, может быть, он бы так сделал. Описание – это не последовательность кадров, а один кадр, но максимально подробный. Как при макросъемке мы видим мельчайшие детали, которые описаны благодаря многочисленным прилагательным и художественным тропам. Рассуждение – это, вообще, не кадры, а голос за кадром. В нем главное – это мнение автора, его оценка и идеи относительно сложившейся ситуации. А теперь подробнее о повествовании.
В повествовании автор всегда отвечает на вопрос: что случилось?
Простой пример повествования это когда меняется погода, например пошел дождь или выпал снег.
В Лондоне всегда по утрам в это время года идут дожди. Так же случилось и в эти выходные. С самого утра за окном пошел дождь. он барабанил по крышам стоящих рядом домов, он стекал по трубам водостоков, он журчал и плескался на улице стекая в канализацию и т.д.
Снег никак не унимался, он продолжал падать и днем и ночью налипая на ветки голых деревьев, покрывая пушистым покрывалом шапки прохожих, влетая в открывающиеся двери электробусов, такси и магазинов в центре Москвы.
Как в первом случае с Лондоном и дождем мы узнаем что дождь пошел и начать мочить все на своем пути, так же и во втором случае с Москвой мы понимаем что автор пытается нам передать ощущения заснеженной столицы. Дождь пошел, снег пошел, оба примера отвечают на вопрос "Что случилось?", это может показатсья не важным особенно в жанре ЛитРПГ, но подумайте разве в играх на ПК или смартфоне не идут осадки, разве не играли вы на заснеженных уровнях настольных РПГ или текстовых бродилок? Это антураж, передача дополнительной информации. Но лично для меня мало просто так взять и написать о погоде или еще о чем-то наглядном, желательно что бы это было еще и красиво. Вот к примеру Юрий Карлович Олеша в своем знаменитом произведении "Три толстяка", по которому сняли и мультик и фильм и ставили спектакли, так вот в "Трех толстяках" есть повествование в котором очень красиво описывается дворец этих трех персонажей:
Самые интересные места были за городом – там, где находился Дворец Трёх Толстяков. Доктор чаще всего посещал эти места. Дворец Трёх Толстяков стоял посреди огромного парка. Парк был окружён глубокими каналами. Над каналами висели чёрные железные мосты. Мосты охранялись дворцовой стражей – гвардейцами в чёрных клеёнчатых шляпах с жёлтыми перьями. Вокруг парка до самой небесной черты находились луга, засыпанные цветами, рощи и пруды. Здесь было отличное место для прогулок. Здесь росли самые интересные породы трав, здесь звенели самые красивые жуки и пели самые искусные птицы.
В этом небольшом отрывке сразу ощущается гениальность автора, да мы видим глаголы и обороты, автор тоже знает что такое повествование, почти все его предложения прямо отвечают на вопрос "Что случилось?":
Дворец стоял в парке.
Парк был окружен каналами.
Над каналами висели мосты.
Мосты охранялись стражей.
Понимаете, автор не только отвечает на вопрос что случилось, но и делает это красиво, каждое последнее слово в предыдущем предложении является первым словом в следующем. То есть это как кинолента где кадр за кадром автор повествует (бьет по нашей нервной системе из тяжелой артиллерии) о дворце и о том что находится рядом с ним. Это не только повествование, но и сильное описание, нервная система любого читателя тут же, моментально проявляет интерес к такому произведению. Так писать могут только профессионалы высокого ранга, а придумать это мог только гениальный человек.
У нас с вами скорее всего с самого первого раза не получится написать текст так же лихо как это сделал Юрий Карлович Олеша, но если мы будем тренироваться, то сможем достигнуть хотя бы какого-то среднего уровня. Поэтому я предлагаю всем желающим начать тренироваться уже сегодня и написать по паре рассказов, в одном пусть будет повествование обычное, ну как про снег или дождь, а в другом рассказе попробуйте пересилить себя и написать как про дворец трех толстяков, что бы каждое следующее предложение было продолжением предыдущего.